В рамках конференции «Молекулярная диагностика – 2017» прошла открытая дискуссия

29 апреля 2017

В рамках конференции «Молекулярная диагностика – 2017» прошла открытая дискуссия

В рамках Всероссийской научно-практической конференции «Молекулярная диагностика – 2017» состоялась открытая дискуссия «Программы скрининга рака шейки матки и пути их внедрения в практику российского здравоохранения».

Ведущие ученые и практикующие врачи обсудили зарубежные программы профилактики рака шейки матки и вопросы создания в Российской Федерации собственной программы скрининга.

В мероприятии приняли участие академик РАН, д.м.н., профессор, главный внештатный специалист, эпидемиолог Минздрава России Николай Брико; руководитель отдела клинической лабораторной диагностики в компании Confidential Pathology Дмитрий Куевда; руководитель лаборатории молекулярных методов Центра молекулярной диагностики ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, к.м.н. Ольга Шипулина; профессор кафедры акушерства и гинекологии Московского государственного медико-стоматологического университета Галина Минкина и другие ведущие эксперты в области науки и медицины.

На данный момент рак шейки матки остается главным онкологическим заболеванием среди российских женщин репродуктивного возраста. В России это заболевание занимает четвертое ранговое место среди женщин всех возрастов, а в группе женщин от с 15 до 44 лет – первое место. Причиной рака шейки матки является вирус папилломы человека (генотипы высокого онкогенного риска). Инфекция сохраняется в организме женщины на протяжении длительного времени и долго может не вызывать клинических проявлений. К группе риска относятся женщины с хронической персистирующей ВПЧ-инфекцией высокого онкогенного риска или её проявлениями – цервикальными интраэпителиальными неоплазиями различной степени тяжести.

«В нашей стране программы профилактики существуют преимущественно на региональном уровне. ВПЧ – единственная инфекция, не включенная в Национальный календарь прививок даже по эпидпоказаниям. Инфекция чрезвычайно широко распространена в нашей стране и наносит большой социально-экономический и демографический ущерб, а также представляет реальную опасность для репродуктивного здоровья женщины. В настоящее время только 20% женщин в нашей стране проходят скрининг. Поэтому наша задача – выбрать самый рациональный вариант реализации программы скрининга рака шейки матки из ныне существующих в мире и адаптировать его к российским условиям», – отметил Николай Брико.

Об австралийском опыте реализации государственной программы скрининга рака шейки матки рассказал Дмитрий Куевда: «В Австралии программа скрининга вводится в 2017 году. Сценарии, которые рассматривались для ее создания рассчитывались с учетом экономической эффективности. В результате было принято решение остановиться на наиболее эффективном варианте: ВПЧ-тесте с последующей жидкостной цитологией. Программа предполагает пятилетний скрининговый интервал. Фактически это было залогом того, что программа оказалась менее затратной. Важно и то, что частично было введено генотипирование для отдельного выявления 16 и 18 типов ВПЧ как наиболее агрессивных».

Дмитрий Куевда также подчеркнул, что для проведения скрининга необходимо использовать только жидкостную цитологию. В настоящее время в австралийской программе скрининга все сводится к тому, что делается всего один забор материала в среду для жидкостной цитологии. Сначала на основе полученного материала выполняется ВПЧ-тест, а затем – цитологическое исследование. В рамках скрининга это фактически позволяет избежать второго вызова женщины. Кроме того, возможен вариант самостоятельного забора материала. Это удобно, например, для женщин, не вовлеченных в программы скрининга, которые проживают на отдаленных территориях, или по религиозным соображениям.

Ольга Шипулина рассказала о ситуации по заболеваемости раком шейки матки в Российской Федерации и о ВПЧ-тестах, разработанных в нашей стране. «Заболеваемость раком шейки матки в России неуклонно растет, и заболевание «молодеет»: риску подвергается все больше молодых женщин. Проблема состоит в том, что в нашей стране отсутствует первичная и вторичная профилактика как скрининг. В то же время сегодня в России широко внедряются новые тесты, в том числе и ВПЧ-тестирование. К примеру, в Центре молекулярной диагностики CMD выполняется большое количество исследований, в том числе и жидкостная цитология. Пользуясь австралийским опытом, необходимо, чтобы тест для скрининга был стандартным. Желательно, чтобы это была жидкостная цитология, поскольку при ее использовании очень удобно налаживать логистику. Наиболее эффективно будет проводить скрининг на базе центральных лабораторий, поскольку в одном и том же месте можно будет выполнить и ВПЧ-тестирование, и провести цитологическое исследование. В настоящее время российские ВПЧ-тесты для скрининга позволяют выявлять как широкий спектр типов ВПЧ высокого онкогенного риска (от 12 до 14 типов), так и отдельно типы высокого онкогенного риска. При этом они в разы дешевле зарубежных», – подчеркнула она.

Во время дискуссии ведущие эксперты обсудили с представителями профессионального сообщества проблемы реализации программы скрининга рака шейки матки в России, особенности современных методов цервикального скрининга, необходимость введения ВПЧ-теста в ОМС.

Итогом открытой дискуссии стало решение о создании рабочей группы по разработке проекта государственной программы скрининга рака шейки матки в Российской Федерации с использованием современных методов и наиболее эффективных алгоритмов скрининга.